Гнатко А. С., г. Иркутск

УДК 334.78:338.49

Некоторые аспекты практической ценности виртуальной организации
как формы осуществления совместной деятельности
в сфере информационного производства

Обзорное исследование сообществ, появившихся в условиях сети Интернет, деятельность которых связана с постоянным образованием и изменением виртуальных организаций с целью создания информационной и интеллектуальной продукции, в основном компьютерных программ и компьютерной графики. Приведены сильные стороны виртуальной организации как формы взаимодействия субъектов интеллектуального производства.

Информация является одним из основных ресурсов производства в условиях постиндустриального общества. В свою очередь, основным свойством информации является её мобильность – практически отсутствуют физические ограничения на применение этого ресурса: информацию можно передать в большом объеме практически на любое расстояние, если позволяет инфраструктура.

Практически это означает, что получатель и поставщик информации не обязаны находиться в одном месте для работы над информационным продуктом, для передачи его от поставщика к получателю и вообще не обязаны поддерживать друг с другом какие-либо отношения, кроме договора о поставке (разработке) информационного продукта. Поставщику информационного продукта не обязательно наниматься на работу к заказчику, встречаться с ним лично, передавать что-либо из рук в руки, поддерживать неофициальные отношения, и главное, не обязательно быть привязанным к своему заказчику, не обязательно рассматривать его как единственного работодателя.

Если условия договора о поставке или разработке информационного продукта устраивают обе стороны, то обе стороны имеют право ограничиваться только рамками этого договора. Единичная сделка о поставке информационного продукта не должна ограничивать право ни заказчика, ни подрядчика (поставщика) на одновременное совершение подобных сделок с другими лицами. Такая схема работы позволяет подрядчику работать сразу с несколькими заказчиками по заданиям, подходящим под его специализацию, что должно приводить к повышенной эффективности работы благодаря накоплению подрядчиком обширного опыта работы. Заказчик же в этой схеме не ограничен кадровыми ресурсами, имеющимися «под рукой», и может для выполнения отдельных заданий привлекать специалистов на более выгодных для себя условиях. Такая схема работы и называется «виртуальной организацией» в социально-экономическом аспекте.

Основной признак виртуальной организации – мобильность её состава и отсутствие традиционных трудовых отношений. На реальную организацию виртуальная похожа лишь тем, что она тоже имеет определенные цели своего существования: например, получение дохода, зачастую она имеет постоянных членов в лице руководства (владельцев), однако все остальные функции осуществляет с помощью аутсорсинга – привлечения частных лиц или организации для выполнения работ за вознаграждение. Зачастую с помощью аутсорсинга виртуальная организация добивается выполнения всех работ, требующих достижения поставленных целей, за исключением общего руководства.

Рынок информации и информационная общественно-экономическая формация – благодатная почва для широкого развития виртуальных организаций. Это так по нескольким причинам, сформулированным ниже. Выводы сделаны на основании наблюдений за функционированием виртуальных «бирж труда» – http://www.scriptlance.com и http://www.rentacoder.com. Эти биржи не единственны в своем роде, существует множество подобных мест, но в данной работе рассмотрены только два. На обоих этих сайтах происходят именно те процессы, которые наиболее полно характеризуют виртуальную организацию в сфере информационного производства.

Принцип действия обоих сайтов достаточно прост: заказчики проводят мини-тендеры на выполнение определенных работ, связанных с созданием информационной продукции или оказанием услуг в сфере информатики – разработка веб-сайтов, компьютерных программ, графики, технических текстов и т.д. На предложения работы отзываются подрядчики – люди разного профессионального уровня, вероятно, из многих стран мира, в основном из Индии, Украины и России, есть также много представителей развитых стран запада, в том числе США. Впрочем, судить об этом достоверно невозможно – подрядчики не обязаны отчитываться о своем гражданстве и национальности, во всяком случае перед сторонними наблюдателями, поэтому оценка национального состава субъективна и базируется на этнических признаках имен некоторых подрядчиков. По заявлениям администраций бирж количество зарегистрированных подрядчиков на бирже scriptlance.com составляет «тысячи» человек, а на rentacoder.com – «85 тысяч».

Итак, виртуальная биржа труда – это достаточно адекватный материал для изучения такой формы совместной деятельности, как виртуальная организация. Вернемся к выявлению причин, по которым именно виртуальная организация является наиболее предпочтительной формой организации труда в информационном обществе.

Во-первых, ценность информационного продукта определяется его качеством и скоростью выполнения. Поставщики информационных продуктов обладают неодинаковыми свойствами для достижения высокого качества и скорости выполнения работы по созданию продукта. Заказчик должен иметь выбор: платить больше за высококачественную работу, сделанную в срок, или меньше за нечто среднее, сделанное с опозданием. Эффективнее всего привлекать на определенные задания наиболее подходящих специалистов, не переплачивая за среднего уровня работу и не сталкиваясь с задержками и ошибками, когда задание сложно и ответственно. На виртуальных биржах труда эта проблема решается путем мини-тендеров. Подрядчик, назвавший самую невысокую цену выполнения поставленной задачи, получает заказ. Высокооплачиваемый профессионал не станет браться за работу, которую может сделать начинающий специалист за вознаграждение в несколько раз меньшее, однако заказчику это не важно. Результат может выдать и начинающий специалист, если задание не сложно. С другой стороны, непрофессионал не сможет взяться за выполнение сложной работы, что позволяет профессионалам требовать за эту работу больше. Однако высокая конкуренция между подрядчиками, даже между редкими профессионалами, не позволяет никому получать сверхприбыль. С точки зрения заказчиков это эффективно.

Во-вторых, информация, а значит, и информационная продукция, поддается передаче на огромные расстояния за короткое время. А это значит, что рынок услуг аутсорсинга для виртуальной организации распространяется на все населенные пункты мира, где есть подключение к сети Интернет. А между тем мы знаем, что не везде в мире люди имеют одинаковые потребности в заработке. Для виртуальной организации может оказаться гораздо выгоднее нанять для выполнения какого-либо несложного задания специалиста из развивающейся страны, скажем, за 100 долларов, чем платить за то же самое 1000 долларов специалисту из развитой западной страны. Национальный состав подрядчиков на наиболее популярных виртуальных биржах труда, как уже было отмечено выше, достаточно широк. Есть много представителей из стран третьего мира. При довольно неплохих знаниях и умениях, они могут требовать за выполнение любых заданий значительно меньше, по сравнению с представителями России, европейских стран и США. Однако, специалисты из более развитых стран не оставляют конкурентов на заданиях, требующих высокого уровня подготовки, за что и могут требовать достойной компенсации. Однако в тех случаях, когда силы представителей западных стран и стран третьего мира примерно равны – заказчики отдают предпочтение последним.

В-третьих, развитие информационного общества опережает развитие общественно-политических систем во всех странах мира. Законодательная мысль везде как бы отстает от уже сложившихся явлений в жизни информационного общества. Из-за этого совместная работа людей над созданием информационного продукта вынуждена сталкиваться с различными препятствиями: особенностями законодательства и сложившимися обычаями делового оборота. Зачастую требования законодательства не позволяют выгодным для обеих сторон образом оформить отношения между работником и работодателем, накладывая лишние в данном случае требования (например, требуя оформления на работу по всем условиям трудового законодательства, с уплатой всех социальных сборов). Договор подряда на выполнение отдельно взятой работы является с этой точки зрения более привлекательным, тем более что требования налоговых и прочих органов государства к сторонам и оформлению такого договора минимальны. В то же время это означает, что заказчику выгоднее иметь «виртуальный штат», чем содержать и должным образом оформлять обычный штат сотрудников.

На обеих из рассмотренных виртуальных бирж труда трудовые отношения заказчиков и подрядчиков не оформляются никак. Заказчики переводят средства на счет биржи до момента приемки выполненных работ. Если работы выполнены в полном объеме и в срок – заказчик дает согласие бирже на отсылку денег подрядчику. Формы оплаты существуют разные – в основном это электронные небанковские платежные системы Web-Money или PayPal. Есть возможность переводить деньги по WesternUnion, однако в этом случае нужно будет платить солидные комиссионные за перевод. В целом видно, что никакой бумажной волокиты: договоров, счетов, чеков, платежных поручений – практически нет. Равно как и нет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых платежей и т.п. Только комиссия биржи за услуги и комиссия за перевод заработанных денег по Western Union, который в России, например, оформляется как безвозмездная материальная помощь, и в сумме до 900 долларов США в месяц не облагается никакими налогами.

В целом видно, что с точки зрения общей эффективности совместной работы, особенно в сфере информационного производства, виртуальная организация является наиболее приемлемой формой организации.

Литература

  1. Зуев А., Мясникова Л. Онлайновые сообщества в «новой экономике» // «Мировая экономика и международные отношения». – 2002. – № 11.
  2. Waters M. Globalization. London & New York, 1995.
  3. RAND Europe, Danish Technology Institute, Addico Cornix, UK. Europe, Competing. Market Prospects, Business Needs and Technological Trends for Virtual, Smart Organizations in Europe. MG-195-EC. Report for the European Commission, Information Society, February 2004.
  4. Пономарев И.П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения новой организационной формы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 5.
  5. Материалы сайта www.scriptlance.com.
  6. Материалы сайта www.rentacoder.com.